Портал о бытовой технике

Курсовая работа: Советское радиовещание от Великой отечественной войны до «застоя». Детская и юношеская радиожурналистика

С первых дней Советской власти Коммунистическая партия уделяла большое внимание радиовещанию как средству связи, информации, пропаганды,и агитации. (Об истории создания научно-технической базы радиовещания см. разделы Электроника, радиотехника и электросвязь; СССР. Связь.)

Первые советские радиотелеграфные передачи о важнейших событиях в стране состоялись в ноябре 1917, первые радиовещательные - в 1919. Регулярное радиовещание началось в 1924. В 20-е гг. складывались жанры радиовещания (радиорепортажи, радиобеседа, комментарии), формы передач (радиогазета, радиожурнал, радиоперекличка и др.), шло развитие детского, молодёжного, музыкального, спортивного вида вещания. В 1925 состоялся 1-й радиорепортаж с Красной площади в Москве, посвященный Октябрьским торжествам. В 1932 начались регулярные выпуски "Последних известий". В 1931 образован Всесоюзный комитет по радиовещанию, в 1932 - 12 местных радиокомитетов в республиках и областях. В 30-е годы радиовещание сыграло значительную роль в пропаганде передовых методов труда (стахановского движения и др.), в организации социалистического соревнования, в патриотическом воспитании населения.

В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 радиовещание выполняло активную мобилизующую роль в борьбе с фашизмом. В эфир было передано свыше 2 тыс. сводок Совинформбюро, 2,3 тыс. выпусков "Последних известий", около 7 тыс. корреспонденций из действующей армии, свыше 8 тыс. "Писем с фронта" и "Писем на фронт". Регулярно велись передачи для партизан и населения временно оккупированных районов. Приказы Верховного главнокомандующего, выступления руководителей Советского правительства по радио имели большое политическое значение, поддерживали боевой дух народа в тяжёлые годы войны. В 1944 СНК принял постановление о мероприятиях по укреплению материально-технической базы центрального радиовещания, в 1945 - о ежегодном праздновании 7 мая Дня радио (7 мая 1895 А. С. Попов продемонстрировал в действии созданный им радиоприёмник). Огромная работа по развитию радиовещания и радиофикации была проведена в послевоенные десятилетия. Радиовещанием охвачена вся территория Советского Союза, передачи ведутся на 68 языках народов СССР и 70 языках народов других стран. По суммарной мощности радиовещательные станции СССР занимают 1-е место в Европе.

Передачи Всесоюзного радио готовят главные редакции (пропаганды, информации) вещания для детей, молодёжи, литературно-драматическая, музыкальные вещания для Москвы и Московской области) и комитеты в союзных и автономных республиках, краях, национальных округах, областях. В начале 1977 Всесоюзное радио имело 8 программ вещания (среднесуточный объём 158,3 ч), 1-я программа (основная) - общесоюзная, информационная, общественно-политическая, познавательная и художественная (среднесуточный объём вещания 20 ч) имеет 3 дубля с учётом поясного времени для Западной Сибири, республик Средней Азии (кроме Туркменской ССР) и Казахстана, Восточной Сибири, Дальнего Востока. 2-я программа ("Маяк") - круглосуточная, информационно-музыкальная; передаётся одновременно для всех районов страны, 3-я программа - общеобразовательная, литературно-музыкальная; среднесуточный объём 16 ч. 4-я программа - музыкальная, звучит на средних и ультракоротких волнах (объём вещания в среднем 9 ч), 5-я программа - круглосуточная, информационная, общественно-политическая и художественная, адресованная советским людям, находящимся за пределами страны (морякам, рыбакам, полярникам и др.).
Местное радиовещание в СССР осуществляют республиканские, краевые, областные, городские радиокомитеты и радиоредакции. Передачи ведут 300 2-программных передающих радиостанций. Москва, столицы союзных республик, а также более 10 городов ведут стереофонические передачи. В СССР самое крупное в мире проводное вещание - общая длина линий около 2 млн. км, свыше 200 городов имеют многопрограммное проводное вещание, 14 комитетов союзных республик ведут радиовещание по 3-4 программам.

Из 162 областных, краевых и окружных комитетов 113 ведут радиовещание на 2 и более языках (например, в Дагестанской АССР радиовещание на 9 языках). Собственное радиовещание ведётся также в крупных городах Советского Союза (196 городских редакций). Существует сеть фабрично-заводского радиовещания, радиовещания в вузах, НИИ, колхозах и на стройках.

В стране на 100 семей приходится (1975) 79 радиоприёмников и радиол; практически каждая семья в городе может принимать программы Всесоюзного и местного радио по проводам. В 1977 общий среднесуточный объём радиовещания в Советском Союзе составил 1307 ч. Особое место занимали радиопередачи, посвященные 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, 30-летию Победы советского народа в Великой Отечеств. войне 1941-45: "Хроника Великого Октября. Год 1917", "50 героических лет", "Литературная лениниана", радиохроника "Биография В. И. Ленина", "Подвиг народа", "Документы Великой Отечественной войны".

Основные общественно-политические программы Всесоюзного радио - информационные выпуски "Последних известий" по 1-й программе, а также выпуски новостей по программе "Маяк". Вопросы, связанные с социалистическим строительством, освещаются в радиоцикле "Ленинский университет миллионов". Передачи Всесоюзного радио "Время, события, люди" ведут многоплановый рассказ о трудовых буднях советских людей. Международные проблемы звучат в передачах "Международный дневник", "В странах социализма", "Международные обозреватели за круглым столом", "По странам и континентам".

С первых дней радиовещания, по рекомендации Н. К. Крупской, создавались программы, рассчитанные на определённые социальные и возрастные группы населения. Ведутся передачи для рабочих ("В рабочий полдень" и др.), жителей села ("Земля и люди", "Сельские встречи"), детей ("Ровесники", "Пионерская зорька"), молодёжи (радиостанция "Юность" с различными блоками передач для молодёжи села, учащихся училищ профессионально-технического образования, студентов, солдат, специальная программа для строителей БАМа и др.).

Литературно-драматическое вещание пропагандирует лучшие произведения русской, советской и зарубежной литературы и драматургии. В передачах участвуют известные писатели и поэты, ведущие критики ("Писатели у микрофона", "Поэтическая тетрадь", "Литература и искусство за рубежом", "Театр и жизнь"). Всесоюзное радио регулярно участвует в международном фестивале радиопостановок для детей и юношества.

Велика роль радио в пропаганде сочинений композиторов советских республик, мирового классического наследия, новинок музыкальной жизни зарубежных стран. Только по 1-й программе Всесоюзного радио ежедневно звучит 15-17 концертов, музыкальных обозрений. "Маяк" круглосуточно ведёт музыкальные передачи. Эти передачи - основные на 3-й программе и целиком составляют 4-ю.

Ведутся передачи по письмам слушателей "Почта радио", "Полевая почта "Юности"", "По вашим просьбам", "Поэтическая тетрадь", "В мире слов", даются консультации, справки по разнообразным вопросам. Большое внимание уделяется общеобразовательным и учебным передачам. Передачи дифференцированы по уровню образования аудитории, по разделам науки. Популярна передача "Радиоуниверситет музыкальной культуры". Значительное место занимают образовательные передачи и в программах местных комитетов. Регулярны спортивные передачи: информационные выпуски, трансляции соревнований внутри страны и крупнейших международных состязаний.

Важную роль в работе Всесоюзного радио, местных комитетов по радиовещанию играют общественные редколлегии, в которые входят представители рабочих, учёных, специалисты по различным общественным, научным, культурным проблемам. Многие программы составляются и ведутся с помощью рабкоров и внештатных ведущих, при подготовке передач учитываются просьбы и предложения слушателей.
Регулярное радиовещание на зарубежные страны началось в 1929 (вначале на немецком языке, затем на английском, французском и других языках). В 1975 10 редакций вели вещание по группам стран и регионам на 70 языках. Передачи для зарубежных слушателей ведёт также станция "Мир и прогресс" (основана в 1964) - орган советских общественных организаций. Советское радио несёт слушателям всего мира правду о первой стране социализма, советском образе жизни, об успехах трудящихся Советского Союза в строительстве коммунизма, разъясняет внешнюю и внутреннюю политику КПСС и Советского государства. Передаются музыкальные и художественные программы. Передачи на зарубежные страны ведут также 9 республиканских комитетов (Азербайджанский, Белорусский, Армянский, Латвийский, Литовский, Таджикский, Узбекский, Украинский, Эстонский). Объём радиовещания на зарубежные государства из Москвы - свыше 200 ч в сутки.

Исследование на тему: "Радиопередачи для детей. Архивы Гостелерадиофонда".

Еркушова С. Ю.

Детское радиовещание и, в особенности, детский радиотеатр – тема незаслуженно забытая. Последние исследования в этой области датируются концом ХХ века (в частности, научные труды И. А. Руденко, А. А. Шереля). Радиовещание для детей в советский период стало важным аспектом жизни радио в стране в целом. И, несмотря на идеологическую направленность в годы существования СССР, большинство детских радиопрограмм стало средством воспитания детей. Идеологического, нравственного, эстетического – любого. С приходом коммерческих радиостанций детское вещание стало постепенно исчезать из эфира в связи с его некоммерческой направленностью. Сегодня на российских частотах вещает лишь одно радио для детей – Детское радио, - которое принадлежит холдингу Газпром-Медиа. Детей знакомили с искусством и наукой с помощью радиоспектаклей и радиопередач. Особенностью детского радиовещания стала направленность на довольно узкую и специфическую аудиторию. Передачи эти готовили талантливые профессионалы. Именно поэтому и сегодня радиопрограммы, записанные в Советское время, могут выходить в эфир. Гостелерадиофонд содержит все радиопрограммы, записанные в СССР (тогда обязательной была сдача копий передач в базу). Интересно, возможно ли воспользоваться материалами, которые хранятся в архивах. В данной работе мы выясним, как много архивных радиоматериалов, рассчитанных на детскую аудиторию, хранится сегодня в архивах Гостелерадиофонда. Также мы проведем исследование, которое покажет, имеют ли авторские права создатели радиопередач, которые впервые вышли в эфир Гостелерадио до 1991 года. Первой частью нашего исследования станет краткая история радиовещания для детей с 1925 года по 2014 год. Это нужно для того, чтобы понять, насколько богатым должен быть архив Гостелерадиофонда, который в радиопередачах для детей используется сегодня крайне редко.

Краткая история детского радиовещания.

1925 г. – журналы «Радиопионер» и «Радиооктябренок» . 1929 г. – были открыты еще четыре радиожурнала, нацеленные как на сельских, так и на городских маленьких жителей. 1 октября 1934 г. - выход передачи «Утренняя зорька» (позднее – «Пионерская зорька» ). Выходила она на первой программе Всесоюзного радио ежедневно в 7:40 утра, а по воскресеньям – в 10:05, ее хронометраж – 20 мин. В выпусках радиогазеты «Пионерская зорька» слушателям рассказывали о главных стройках, лучших достижениях в науке и технике и о жизни советских школьников. Именно «Пионерская зорька» создала конкурс «Юнкоры – рыцари пера», в котором мог принять участие любой ребенок. Очерки, стихи, рассказы – все это приходило в редакцию «Зорьки» в огромных количествах. 1930-е гг. – время, связанное с именем режиссера Розы Марковны Иоффе. Первые передача Р. Иоффе были сделаны для дошкольников – это «Маша-растеряша», «Горошина» и игра «Петрушкина почта» . Все эти передачи вышли до войны. Весна 1944 г. – ежемесячная игра-загадка «Угадай-ка», автор Сергей Богомазов. «Казалось бы, герои передачи обращались к своим слушателям с одним и тем же: «отгадайте загадку». Однако ни одна передача не была похожа на другую, они отличались содержанием тех разговоров, которые любимые герои вели с детьми… На каждый выпуск передачи дети присылали письма. Не десятками, не сотнями, а десятками тысяч… Самые интересные письма… он (Сергей Богомазов – прим. автора) включал в последующие выпуски»

1. Август 1945 г. – еженедельная программа «Внимание, на старт!». Просуществовала почти 40 лет. Ведущие рассказывали слушателям об известных спортсменах, звали их в студию, где чемпионы рассказывали, как они били рекорды и с чего начинали свою спортивную карьеру. 31 декабря 1945 г. – первый выпуск детского географического журнала «Клуб знаменитых капитанов» . В нем персонажи детских литературных произведений рассказывают об открытиях. Авторы передачи – В. Крепс и К. Минц. Октябрь 1946 г. – ежемесячный литературный радиожурнал «Невидимка». В программе рассказывали о новинках литературы. Передача была направлена на углубление школьных знаний в области литературы и литературоведения. Помогали в этом ребятам Л. Кассиль, В. Инбер, В. Каверин, С. Михалков, К. Паустовский.

Декабрь 1947 г. – появление образовательной передачи «Радиоклуб юных географов» . Разные ученые – географы, биологи, зоологи, - а также моряки и даже летчики рассказывали своим слушателям о том, как проходят настоящие экспедиции, как совершаются открытия и что значит «написать научную работу». Апрель 1948 г. - передача «Музыкальная шкатулка» , где каждый желающий мог передать приветы всем, кому только захочет. 1949 г. - Р. Иоффе был создан легендарный спектакль по сказке А. Н. Толстого «Буратино». Имя этого режиссера тесно связано с историей детского радиотеатра. Легендарным он стал не только благодаря замечательному сценарию и исполнению – в этой программе Р. Иоффе впервые использовала прием, который позволил создавать «сказочные» голоса. Она записала голос единственного актера сказки – Н. Литвинова – на медленно движущуюся пленку и затем пускала ее с нормальной, повышенной или пониженной скоростью. Так Буратино и другие герои сказки, которых также озвучивал Литвинов, обрели свои волшебные и абсолютно разные голоса. «Из художественного вещания прием «буратино» достаточно быстро перешел в арсенал средств журналиста», - читаем мы в книге «Радиожурналистика»

2. Кроме «Буратино», Р. Иоффе было поставлено множество спектаклей для детей и взрослых. Детский радиоспектакль «Хозяйка медной горы» был составлен режиссером из четырех переделанных сказок П. Бажова: «Медной горы хозяйка», «Приказчиковы подошвы», «Каменный цветок» и «Горный мастер». «Слушателю, который следил за премьерами Розы Иоффе, не надо было дожидаться окончания передачи, чтобы узнать имя режиссера»

3. Сама режиссер говорила так: «Слушатель должен увидеть то, что мы ему играем»

4. Всего под руководством Р. Иоффе было поставлено около 200 радиоспектаклей, среди которых «Оле Лукойе», «Нос», «Каштанка», «Ванина Ванини». Музыка и звуки, шумы – вот основные составляющие любого радиоспектакля, поставленного Р. Иоффе

5. С помощью шумов она переносила слушателя из одной эпохи в другую, давала возможность отправиться в лес или услышать, как бьется о скалы море. «Слушателю, который следил за премьерами Розы Иоффе, не надо было дожидаться окончания передачи, чтобы узнать имя режиссера»6. Март 1954 г. - цикл научно-популярных передач для юношества «Мир, в котором мы живем» . Цикл включал в себя четыре раздела: «В мире невидимого», «Вселенная и атом», «Руками человечества», «В мире миров» . И в каждом разделе ребята слушали занимательные и полезные очерки и беседы

7. Апрель 1958 г. – географическая радиоигра «Путешествие по любимой Родине». Декабрь 1963 г. - просветительско-воспитательная передача – «КОАПП» (Комитет Охраны Авторских Прав Природы). В форме радиоигры в течение сорока минут ведущие разговаривали на злободневные темы. Вот только ведущими были не люди, а животные. Председатель КОАППа – Кашалот – собирал вокруг себя помощников: Рака, Птицу- Секретаря, Гепарда, Сову. Вместе они садились на Большой Поляне на берегу Лесного Озера и обсуждали все, что происходит в их лесу – для детей это были забавные факты их мира животных. Передача была детской, но политический контекст в ней иногда читался. Апрель 1970 г. – познавательная программа о литературе «В стране Литературии» (позднее выходила под названием «Путешествие в страну литературных героев» ). В форме радиопьесы постоянные герои передачи – профессор литературы Архип Архипович и школьник Гена – вместе со слушателями и, зачастую, с Шерлоком Холмсом и доктором Уотсоном распутывали странные истории, связанные с разными произведениями литературы. 1972 г. – программа «Радионяня» . Слова из музыкальной заставки этой передачи – «Радионяня, радионяня, есть такая передача» - помнит несколько поколений детей. В передачу приглашали известных писателей-сатириков. 1976 г. – 14 радиопостановок. Это и инсценировка повести Алексина «Мой брат играет на кларнете» («Из дневника девчонки»), и «Венский вальс» по одноименной повести Анчарова, и постановка повести Астафьева «Перевал», и композиция «Пушкин мой всегда жив», построенная на стихах и письмах поэта и воспоминаниях современников. 90-е гг. – литературно-драматические программы почти исчезли из эфира. Радиостанции перешли на вещание «по четвертям» и отказались от хронометража более часа, который необходим для передачи радиоспектаклей, сократилось. А. А. Шерель отмечает, что «кое-кто из практиков радио пришел к выводу о неперспективности литературно-драматических программ и о «естественной» смерти этого направления вещания»

8. Конец 90-х гг. – работники радио поняли свои ошибки и коммерческие радиостанции стали возобновлять работу над радиотеатром. Но в соответствии с графиком современных радиостанций многосерийные спектакли стали разделять на несколько десятков передач хронометражом 8-12 минут каждая. Затем станции постепенно вернулись к радиопроизведениям, которые были взяты, по большей части, из фондов детского радиотеатра советского периода. Например, станция «Эхо Москвы» совместно с Телерадиофондом заново подготовили передачи из циклов «Клуб знаменитых капитанов», «КОАПП» и «Страна Литературия». Кроме радиостанции «Эхо Москвы» радиотеатром для детей занимается «Радио России». В эфире этой станции можно услышать семь передач, ориентированных на детскую аудиторию. Среди них «Жду с нетерпением. Встречи с котом Мурычем», «Хочу все знать», «Как курица лапой». Но семи программ, безусловно, недостаточно для того, чтобы полностью удовлетворить потребности детей в радиоспектаклях и информации в целом. 25 декабря 2007 г. – появление «Детского радио» - «единственной в России радиостанции, вещание которой целиком посвящено детям»9. Программа «В стране литературных героев», которая выходит в эфире радиостанции - это модернизированная версия советской передачи, о которой мы говорили ранее. Но последний ее выпуск вышел довольно давно - в сентябре 2012 года. Кроме этой, в эфир радиостанции выходит множество передач с похожими названиями («В гостях у сказки», «Маленькие истории», «Короткие сказки»), которые транслируют сказки, однако радиоспектаклей, рассчитанных на старших детей, не хватает. Как не хватает и научно-популярных программ.

Материал взят с https://vernsky.ru/pubs/5421/Radioperedachi_dlya_detey_Arhivy_Gosteleradiofonda_Yuridicheskoe_litso_obladatel_pervonachalnyh_avto?view_mode=text

И именно поэтому на развитие этой области техники были брошены значительные силы и средства. К 1959 году СССР занимал первое место в мире по мощности радиостанций и второе - по количеству радиоприемных установок - на 4 человек к этому времени приходилось по 1 установке. В год в СССР выпускались десятки миллионов радиоприемников. Общая продолжительность вещания по разным параллельным программам в СССР превышала 600 часов в сутки.
Вещание советского радио к началу 60-х шло круглосуточно. Кроме центральных каналов, были еще республиканские, где советские радиопередачи шли на языках народов СССР, краевые и областные. Вещание шло более чем на 80 языках мира.
Именно развитие радио в СССР позволило осуществить первые телепередачи. Позывные советского радио - гимн Советского Союза - и сигналы точного времени вызывали у гражданина устойчивый условный рефлекс.
Неоценима роль радиоприемника в годы войны, когда десятки людей собирались у установленной прямо на улице коробочке с рупором, чтобы послушать последние новости или, как это было в блокадном Ленинграде, стихи Ольги Берргольц или музыку Шостаковича, а голос диктора Юрия Левитана стал камертоном внутренней жизни страны.
Расцвет радио Советского Союза пришелся на 50-70 годы. В 1956 четко разделились две редакции, занимавшиеся вещанием для детей и вещанием для юношества. В 1960 была осуществлена реформа радиовещания и телевидения. Отныне радиокомитет приобрел форму не политической, а творческой организации, что не могло не сказаться на качестве советских радиопередач. В 1962 впервые на радио вышла в эфир программа радиостанции «Юность». Появилась дифференциация программ: для сельской аудитории, для рабочих, для студенчества, для воинов Советской армии. По вечерам «Юность» вещала об искусстве, о литературе и театре.
Передачи о литераторах разных эпох вел Ираклий Андроников - прекрасный рассказчик и литературовед. «Мастера советской поэзии» стали любимой передачей у многих слоев населения в СССР. С сентября 1959 года стал выходить «Народный университет культуры». И, конечно, самой востребованной передачей советского радио стал «Театр у микрофона», транслировавший радиопостановки классических и современных пьес.
К 80-м годам радио СССР вновь заговорило по-новому. Потребовался более быстрый ритм, многие радиопередачи СССР вышли в обновленном виде. Но любимыми советскими радиопередачами по-прежнему оставались «Пионерская зорька», «С добрым утром!», «Концерт по заявкам», «КОАПП», «Радио-няня», «Клуб знаменитых капитанов», «Встреча с песней», «Ровесники». В отличие от телевизора, радио на коммунальных кухнях и в личных гостиных вещало почти без перерыва, и целые поколения советских людей выросли под голоса ведущих старых передач на радио СССР.

Дарья Горобцова

В эфире данных радиостанций вы услышите лучшие песни и музыку Советского времени, которые некогда были широко известны и популярны в городах и сёлах нашей необъятной Родины. А многие из них и сегодня знают и слушают те, кто родился и вырос в нашей стране. Эти песни исполняют уже шестьдесят, семьдесят лет, а они не потеряли своей актуальности - это хиты, которые слушает не одно поколение. Слушайте музыку ушедшего века с виниловых пластинок и бобин. Некоторые из радиостанций транслируют советские радиоспектакли, радиопередачи, как для детей, так и для взрослых!

СТАРОЕ РАДИО

Старое Радио - некоммерческая интернет-радиостанция, в прямом эфире которой вы услышите спектакли, радио-литературные композиции, литературные чтения и многое другое.

СТАРОЕ РАДИО (ДЕТСКОЕ РАДИО)

Дорогие ребята!

“Детское радио” это радио для вас. Здесь вы сможете слушать лучшие постановки, спектакли и сказки, записанные с любовью и умением. Найдется интерес и у самых маленьких, и у самых взрослых. Мы, так же, предложим произведения необходимые в школьной программе по литературе. Даже ваши мамы и папы, с удовольствием вспомнят сказки и истории времени своего малолетства.

Большую часть эфира занимают, качественно поставленные, радиопостановки и спектакли для детей, а также песни из мультфильмов и художественных фильмов для детей.

Старое радио (музыка) - популярные советские песни и вся музыка СССР. Редкое собрание патриотических, военных и просто народных песен СССР.

Муслим Магомаев, Анна Герман, Иосиф Кобзон, Майя Кристалинская, Эдита Пьеха – эти имена знакомы каждому, кто жил и работал, влюблялся и ходил на танцплощадки, смотрел телевизор и слушал радио, а также строил социализм в Советском Союзе! Сегодня все артисты той эпохи широко представлены на интернет-радио «СССР 50-70.101»! Включайте радиостанцию и наслаждайтесь добрыми, крепкими духом песнями!

РАДИО СССР 30-50 - музыкальная радиостанция от интернет-портала 101.ru. Эти песни слушали наши бабушки и дедушки, прислушайтесь и вы заметите щелчки и скрип грампластинок. Известные исполнители того времени, которых вы услышите на этом канале: Вадим Козин, Изабелла Юрьева, Владимир Бунчиков, Леонид Кострица, Иван Шмелев и многие другие. Слушайте прямой эфир Радио 101.ru: СССР 30-50 онлайн

На сей раз ностальгировать будем по радиопередачам, на которых мы росли и вырастали, просвещались и становились всесторонне развитыми, с которыми отдыхали после работы и в перерывах от нее.
С добрым утром!
Передача развлекательного характера, впервые вышедшая в эфир Всесоюзного радио 22 мая 1960 года. Транслировалась по воскресеньям в 9:15 утра. У передачи были и последователи: «Опять 25», «Вы нам писали», «Мы с вами уже встречались», «Однажды» и «В субботу вечером».


Пионерская зорька
Ежедневная утренняя детская радиогазета, освещавшая вопросы пионерского движения, страны. Первый эфир - 19 апреля 1925 года. Передача предназначалась для школьников средних классов. Для подготовки выпусков приглашались известные деятели искусства.


РадиоНяня
Цикл радиопередач для младших школьников, выходивший в эфир Всесоюзного радио в первое воскресенье месяца. Первый выпуск - 1 января 1970 года. Благодаря шутливым выпускам «Весёлые уроки радионяни», дети с лёгкостью запоминали правила русского языка, законы математики, физики, биологии, правила дорожного движения, правила поведения и другие полезные вещи. Авторами передач являлись Эдуард Успенский, Аркадий Хайт (автор наиболее безупречных интермедий «Веселые уроки»), Лион Измайлов, Ефим Смолин, а так же другие писатели-юмористы и поэты.

Клуб знаменитых капитанов
Цикл детских радиоспектаклей, выходивший в СССР с декабря 1945 года до начала 1980-х годов. Героями передачи были капитаны, персонажи известных книг, такие как: Капитан Немо, Лэмюэль Гулливер, Робинзон Крузо, Барон Мюнхгаузен, Синдбад-мореход, Капитан Григорьев и многие другие.


КОАПП
КОАПП - это «Комитет по охране авторских прав природы». Цикл передач Всесоюзного радио, выходивший в 1964-1973 гг. и знакомивший детей с проблемами бионики.


В стране литературных героев
Популярная советская радиопередача для школьников средних и старших классов. Главные герои - школьник Гена и профессор Архип Архипович, открывающий путь в страну литературных произведений. В каждом выпуске герои беседуют с литературными персонажами и авторами известных книг, тем самым рассказывая радиослушателям об истории создания произведений.


В рабочий полдень
Радиопередача для трудящихся, которые имели возможность послушать ее в обеденный перерыв. Передача включала концерт по заявкам, в котором зачитывались письма и поздравления. Нередко приглашались известные люди, композиторы, певцы, которые выступали в роли «почтальонов», зачитывая письма.


Театр у микрофона
Записи театральных постановок, звучавшие по Всесоюзному радио.


Встреча с песней
Первый выпуск передачи - 31 января 1967 года. В передаче обычно зачитывалось письмо от слушателя, а затем ставилась песня. Вел передачу Виктор Татарский.

На всех широтах
Передача для меломанов, появившаяся в конце 1973 года на радиостанции «Маяк». Выходила передача по воскресеньям в 14 часов 05 минут. Ведущий - Виктор Татарский. В передаче звучали мелодии исполнителей разных стран, а так же советских композиторов.

Загрузка...